ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

С 1 января 2003 г. введена в действие Глава 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) принята Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" . Указанной главой с 31 августа 2002 г. из перечня федеральных налогов исключены налог на пользователей автодорог и налог с владельцев транспортных средств.

Приказом МНС РФ от 09.04.2003г. № БГ-3-12/177 утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового Кодекса Российской Федерации.

Главой 28  с 31 августа 2002 г. из перечня федеральных налогов исключены налог на пользователей автодорог и налог с владельцев транспортных средств.

Согласно пп."ж" п. 1 ст. 20 Закона N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" транспортный налог является региональным налогом. Это означает, что право установления и введения транспортного налога на территориях субъектов РФ отнесено к компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ. Следовательно, транспортный налог обязателен к уплате только на территории того субъекта РФ, где принят закон соответствующего субъекта РФ о введении в действие транспортного налога.

Элементы налогообложения в отношении транспортного налога установлены гл.28 НК РФ "Транспортный налог". Стало быть, принимая региональный закон о транспортном налоге на подведомственной ему территории, субъект РФ должен руководствоваться положениями гл.28 НК РФ, которой определены налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления налога.

Таким образом, законодательные (представительные) органы субъекта РФ могут устанавливать:

  •  иные ставки транспортного налога в пределах ставок, установленных гл.28 НК РФ;
  • свой порядок и сроки уплаты налога;
  • собственные формы отчетности по транспортному налогу;
  • региональные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
При этом, устанавливая транспортный налог, органы власти соответствующего субъекта РФ не вправе расширительно толковать нормы, закрепленные гл.28 НК РФ в отношении иных элементов налогообложения

Налогоплатильщики.

Налогоплательщиками налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения .

Постановка на учет по месту нахождения транспортных средств.

 Согласно п.1 ст.83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Иными словами, налогоплательщик, имеющий в собственности транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения, обязан встать на налоговый учет по месту их нахождения.

Кроме того, транспорт должен стоять на учете в государственных регистрирующих ведомствах. Например, автомобили - в ГИБДД, тракторы - в Гостехнадзоре, морские суда - в морских администрациях портов.

Обратите внимание: если транспорт зарегистрирован за границей, а в России находится временно (сроком до шести месяцев), то его поставят на учет таможенники.

 При постановке на учет по месту нахождения транспортных средств организация подает в налоговый орган "Заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения принадлежащего ему транспортного средства, подлежащего налогообложению на территории Российской Федерации" по форме № 12-1-15 (Приложение № 10 к Приказу МНС России от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц".

Заявление заполняется организацией в одном экземпляре и представляется в налоговый орган по месту нахождения принадлежащего ей транспортного средства, подлежащего налогообложению, одновременно со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе и копиями документов, подтверждающих право собственности на транспортное средств.

 Налоговые органы выдают организации "Уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения принадлежащего ему транспортного средства на территории Российской Федерации".

 ВНИМАНИЕ.

При приобретении в собственность транспортных средств необходимо вставать на налоговый учет по месту их нахождения только в том случае, когда место регистрации организации и место нахождения ее транспортных средств различны. Если же место фактического нахождения и регистрации приобретенного транспортного средства совпадает с местом нахождения организации, повторно вставать на налоговый учет не нужно.

Пример.

В 2003 г. ООО "Ромашка", зарегистрированная в инспекции МНС N 18 Восточного округа г. Москвы, приобрела легковой автомобиль, являющийся объектом налогообложения.

Местом расположения транспортного средства является г. Москва.

Поскольку место нахождения транспортного средства совпадает с местом нахождения организации, ей не надо повторно вставать на налоговый учет в МНС N 18 Восточного округа г. Москвы.

Если же место нахождения транспортного средства не совпадает с местом нахождения организации, то ей нужно подать в налоговый орган по месту нахождения транспортного средства заявление о постановке на учет в течение 30 дней со дня его регистрации.

 Пример.

В 2003 г. ООО "Ромашка", зарегистрированная в инспекции МНС N 18 Восточного округа г. Москвы, приобрела легковой автомобиль, являющийся объектом налогообложения.

Местом эксплуатирования и расположения транспортного средства является г. Подольск.

Поскольку место нахождения транспортного средства не совпадает с местом нахождения организации, ей надо встать на налоговый учет в соответствующей инспекции МНС по г. Подольску и производить уплату суммы транспортного налога в налоговую инспекцию по г. Подольску.

 Индивидуальным предпринимателям, имеющим в собственности транспортные средства, заявление о постановке на учет в налоговый орган подавать не нужно, поскольку постановка на учет в налоговых органах физического лица по месту нахождения принадлежащего ему транспортного средства, являющегося объектом налогообложения, осуществляется самим налоговым органом на основе информации, предоставляемой соответствующими регистрирующими органами (ГИБДД, Гостехнадзора и др.).

Заявление о постановке на учет физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган соответственно по месту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации.

Объекты налогообложения.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.94 № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".

Органы Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД) и других организаций, выдающих государственные регистрационные знаки, контролируют уплату налога с владельцев транспортных средств, требуя предъявления соответствующих квитанций или платежного поручения при регистрации или техническом осмотре.

Если владелец транспортного средства в соответствии с действующим законодательством освобожден от уплаты налога, в заявлении на регистрацию этого транспортного средства указывается, что он по закону не является плательщиком данного налога.

Не являются объектом налогообложения:

  • весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

  • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

  • промысловые морские и речные суда;

  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

  • транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

  • транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.
     

    Исходя из пп.7 п.2 ст.358 НК РФ, чтобы транспортное средство не было признано объектом налогообложения, собственники угнанных транспортных средств, должны иметь подтверждающий документ, выдаваемый соответствующими органами.

    УМНС по г. Москве в своем письме от 21.01.2003г. № 23-10/11/04423 разъяснило, что в соответствии с п.2 ст.3 Закона г. Москвы от 23.10.2002 N 48 "О транспортном налоге" транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом, не являются объектом налогообложения.

    Согласно Инструкции по розыску автомототранспортных средств, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 17.02.1994 N 58, розыск автотранспортных средств осуществляют органы внутренних дел Российской Федерации.

    Таким образом, при наличии документа, выданного органами внутренних дел Российской Федерации, подтверждающего факт угона (кражи) транспортного средства, транспортное средство, находящееся в розыске, не является объектом налогообложения.

     Одновременно встает вопрос о признании лица плательщиком транспортного налога в случае, если оно является владельцем автомобиля, которым давно не пользуется.

    Плательщиком транспортного налога признается лицо, на которое оно зарегистрировано, вне зависимости от того, пользуется ли оно транспортным средством или нет. В случае если транспортное средство невозможно эксплуатировать, его следует снять с учета в органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств. В этом случае лицо не будет признаваться владельцем транспортного средства и, следовательно, плательщиком транспортного налога являться не будет.

    Получение транспортных средств по доверенности

     Как указывалось выше, плательщиками транспортного налога являются лица - собственники транспортных средств. В то же время ст.357 НК РФ предусмотрен особый порядок признания налогоплательщиками физических или юридических лиц, получивших на основании доверенности право владения и распоряжения зарегистрированными транспортными средствами, собственниками которых являются физические лица. Причем приведенная норма законодательства касается только тех транспортных средств, которые переданы по доверенности другому лицу до момента официального опубликования Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ, которым вводится в действие гл.28 НК РФ "Транспортный налог". В этом случае плательщиком налога является организация или физическое лицо, указанное в доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

    В налоговую инспекцию по местожительству следует подать уведомление об этих фактах. В нем надо указать:

    • сведения о себе;
    • сведения об автомобиле (в т.ч. когда он был куплен);
    • сведения о получателе доверенности (в т.ч. когда он забрал автомобиль);
    • данные о самой доверенности и нотариусе, который ее заверил.

    К уведомлению прилагаются документы, подтверждающие покупку машины и ее передачу по доверенности, а также сама доверенность (ее заверенная копия).

    Инспекция может запросить и другие документы. Это право предоставлено ей ст.31 Налогового кодекса.

    После рассмотрения уведомления налоговики принимают решение о том, кто будет платить налог по переданной по доверенности машине. О своем решении они сообщат владельцу автомобиля (вышлют ему извещение).

    Т.к. текст Закона № 110-ФЗ впервые был опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30, плательщиком транспортного налога будет являться лицо, распоряжающееся транспортным средством на основании доверенности, если доверенность выдана до 29 июля 2002 г.

    Если же доверенность выдана после 29 июля 2002 года, плательщиком транспортного налога будет являться собственник транспортного средства.

    Пример.

    Физическое лицо имеет в собственности два зарегистрированных автомобиля - "Москвич- 2141" и "ВАЗ 2110", право владения и распоряжения которыми в 2002 г. было передано малому предприятию ООО "Ромашка". При этом доверенности были оформлены на организацию в следующие сроки:

    • на автомобиль "Москвич-2141" - 10 июля 2002 г.;
    • на автомобиль "ВАЗ-2110" - 15 сентября 2002 г.

     В отношении автомобиля "Москвич-2141" плательщиком транспортного налога в 2003 г. признается организация, получившая от физического лица право владения и распоряжения транспортным средством по доверенности, поскольку указанная доверенность была выдана до 29 июля 2002 года. Но физическое лицо должно при получении уведомления об уплате налога представить в налоговые органы документы, подтверждающие факт передачи транспортного средства ООО «Ромашка». При этом подтверждающим документом будет являться копия доверенности или документы, выдаваемые нотариусом, подтверждающие наличие и содержание доверенности.

    В отношении автомобиля "ВАЗ-2110" плательщиком транспортного налога в 2003г. признается физическое лицо - собственник транспортного средства, несмотря на передачу организации права владения и распоряжения транспортным средством по доверенности, поскольку указанная доверенность была выдана после 29 июля 2002 года.

     Налоговый период.

     Для того чтобы своевременно уплатить в бюджет причитающиеся суммы транспортного налога, налогоплательщикам следует знать, какой налоговый период установлен в отношении указанного налога.

    Согласно п.1 ст.55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.

    Глава 28 НК РФ определила налоговый период по транспортному налогу как календарный год (ст.360 НК РФ). Это означает, что налоговым периодом признается период времени с 1 января по 31 декабря каждого года.

    Согласно п.5 ст.55 НК РФ, если имущество, являющееся объектом налогообложения, было приобретено, реализовано (отчуждено или уничтожено) после начала календарного года, налоговый период по налогу на это имущество в данном календарном году определяется как период времени фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика.

    При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц (п.3 ст.362 НК РФ).

     Пример.

    15 июня 2003 г. ООО "Ромашка" приобрело и зарегистрировало легковой автомобиль, мощность двигателя которого составляет 120 лошадиных сил.

    Поскольку организация зарегистрировала легковой автомобиль, мощность двигателя которого составляет 120 лошадиных сил, в июне 2003 г., первым налоговым периодом в отношении приобретенного в собственность автотранспортного средства признается период времени фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика, то есть период с  июня по 31 декабря  2003 г.

     Пример.

    01 июня 2003 г. ООО "Ромашка" был продан и снят с регистрации легковой автомобиль с мощностью двигателя 80 лошадиных сил.

    Поскольку организация сняла с регистрации легковой автомобиль, мощность двигателя которого составляет до 100 лошадиных сил, 01 июня 2003 г., последним налоговым периодом в отношении проданного автотранспортного средства признается период времени фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика, то есть период с 01 января по 01 июня  2003 г.

     В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как полный месяц.

     Пример.

    В течение сентября 2003 г. ООО "Ромашка" зарегистрировало и сняло с учета легковой автомобиль с мощностью двигателя 120 лошадиных сил. Поскольку ООО был зарегистрирован и снят с учета легковой автомобиль, в одном месяце - сентябре 2003 г., налоговым периодом признается период времени фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика, то есть сентябрь 2003 г.

     Для вновь созданных организаций налоговый период устанавливается законодателем в зависимости:

    • от дня их создания (то есть дня государственной регистрации) и определяется в порядке, установленном п.2 ст.55 НК РФ;
    • от месяца регистрации приобретенного в собственность транспортного средства, являющегося объектом налогообложения, в порядке, установленном п.5 ст.55 НК РФ. При этом месяц регистрации транспортного средства принимается за полный месяц (п.3 ст.362 НК РФ).

    Если организация была создана после начала календарного года до 1 декабря (то есть в период с 1 января по 30 ноября), первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года.

     Пример.

    ООО "Ромашка"  зарегистрирована 10 февраля 2003 г. Легковой автомобиль был приобретен и зарегистрирован  10 июня 2003 г.

    Т.к.  ООО было зарегистрировано 10 февраля 2003 г., то есть в период с 1 января 2003 г. по 30 ноября 2003 г., первым налоговым периодом по транспортному налогу признается период с  июня 2003 г. по 31 декабря 2003 г.

    Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, и при этом в течение этого периода ею было приобретено и зарегистрировано транспортное средство, являющееся объектом налогообложения, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

    Пример.

    ООО "Ромашка" было зарегистрировано 2 декабря 2003 г. Учредителем в качестве вклада в уставный капитал 4 декабря 2003 г. был внесен легковой автомобиль.

    В связи с тем, что ООО было зарегистрировано 2 декабря 2003 г., то есть в период с 1 по 31 декабря 2003 г., при этом в указанный период было зарегистрировано транспортное средство, первым налоговым периодом по транспортному налогу признается период с декабря 2003 г. по 31 декабря 2004 г

     

    Налоговые ставки.

    Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:

     
    Наименование объектов обложения Размер годового налога (в рублях)
    Автомобили легковые с мощностью двигателя:

    -до 100 л.с.(до 73,55 кВт) включительно
    - свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до до 110,33 вКт)
    - свыше 150 л.с. до 200 л.с.(свыше 110,33 кВт до 147,1 вКт)
    - свыше 200 л.с. до 250 л.с.(свыше 147,1 кВт до 183,9 вКт)
    - свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт))

     

    5
    7
    10
    15
    30

    Мотоциклы и мотороллеры с мощьностью двигателя:

    - до 20 л.с. (до 14 кВт) включительно
    - свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт)
    - свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)

     

    2
    4
    10

    Автобусыс мощностью двигателя:

    - до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно
    - свыше 200 л.с. ( свыше 147,1 кВт)

     

    10
    20

    Грузовые автомобили и тракторы с мощностью двигателя:

    до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
    свыше 100 до 150 л.с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт)
    свыше 150 до 200 л.с. (свыше 110,33 до 147,1 кВт)
    свыше 200 до 250 л.с. (свыше 147,1 до 183,9 кВт)
    свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

     

    5
    8
    10
    13
    17

    Другие самоходные машины и механизмы на пневмотическом и гусенничном ходу 5
    Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя:

    - до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно
    - свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

     

    5
    10

    Катера,моторные лодки и др.водные транспортные средства с мощностью двигателя:

    - до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
    - свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

     

    10
    20

    Яхты и др. парусно-моторные суда с мощностью двигателя:

    - до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
    - свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

     

    20
    40

    Гидроциклы с мощностью двигателя:

    - до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
    - свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

     

    25
    50

    Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость 20
    Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели 25
    Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей 200

    Для Москвы Законом г.Москвы от 23.10.2002 г. № 48 установлены иные ставки налога.

    Порядок исчисления транспортного налога

    Общий порядок исчисления транспортного налога установлен в п.2 ст.362 НК РФ: сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. При этом алгоритм расчета налога зависит от того, какие транспортные средства являются объектом налогообложения.

    В случае, когда налоговой базой является мощность двигателя, годовую сумму транспортного налога по каждому транспортному средству, определяют как произведение мощности двигателя транспортного средства, указанная в его техническом паспорте (л. с.) и  ставки налога, установленной в законе субъекта РФ для данной категории транспортного средства  (руб.).

     Пример.

    В течение 2003 г. у предприятия, расположенного в г. Москве, в собственности находился легковой автомобиль с мощностью двигателя 170 л. с.

    Ставка налога, установленная Законом г. Москвы, за каждую лошадиную силу- 20 рублей.

    Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет за 2003 г.:

     170 л. с. х 20 руб. = 3400 руб.

     Обычно мощность двигателя измеряется в лошадиных силах, но в технической документации мощность указывается в киловаттах. Один киловатт равен 1,35962 лошадиной силы.

    Данные о двигателе, которые указаны в регистрирующих органах, могут не совпадать с данными в технической документации. Тогда в расчет берутся именно показатели документации.

     Если у организации в собственности будут находиться несколько транспортных средств, необходимо исчислять сумму налога отдельно в отношении каждого транспортного средства.

    В случае, когда налоговой базой является валовая вместимость, годовая сумма транспортного налога определяется в том же порядке, что и в случае, когда налоговой базой является мощность двигателя, т.е.  как произведение  валовой вместимость транспортного средства, указанная в его техническом паспорте (т) и ставки налога, установленной в законе субъекта РФ для данной категории транспортного средства, руб.;

     Пример.

    В течение 2003 г. у организации, расположенной в г. Москве, в собственности находилось несамоходное (буксируемое) судно с валовой вместимостью 75 тонн.

    Ставка налога, установленная Законом г. Москвы, за каждую регистровую тонну валовой вместимости- 20 рублей.

    Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет за 2003 г.:

    75 тонн х 20 руб. = 1 500 руб.

    В случае, когда налоговой базой является единица транспортного средства, годовая сумма транспортного налога будет определяться как произведение  ставки налога, установленной в законе субъекта РФ для данной категории транспортного средства (руб.) и  количества единиц транспортных средств одного вида, облагаемых транспортным налогом по той же ставке (шт.).

    Пример.

    В течение 2003 г. у организации, находящейся в г. Москве, в собственности находилось три водных транспортных средства, не имеющих двигателей.

    Ставка налога, установленная Законом г. Москвы, с единицы транспортного средства- 200 рублей.

    Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет за 2003 г.:

    3 трансп. сред. х 200 руб. = 600 руб.

    Рассмотренный порядок исчисления суммы транспортного налога применяется только в том случае, когда транспортные средства в течение всего календарного года находятся в собственности налогоплательщика.

    В тех случаях, когда регистрация или снятие с учета транспортного средства происходит в течение календарного года, ст.362 НК РФ установлен специальный порядок исчисления транспортного налога. Этот порядок зависит от того, сколько месяцев в течение календарного года транспортные средства фактически находились в собственности того или иного физического или юридического лица.

    Согласно п.3 ст.362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

    При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.

     Пример.

    ООО "УСПЕХ" в июле 2003 г. был приобретен в собственность легковой автомобиль с мощностью двигателя 170 л. с. В этом же месяце он был поставлен на учет в органах ГИБДД г. Москвы.

    Ставка налога, установленная Законом г. Москвы, за каждую лошадиную силу- 20 рублей.

    Количество месяцев в году, в течение которых автомобиль был зарегистрирован на организацию (с июля по декабрь 2003 г. включительно) составляет 6 месяцев.

    Коэффициент, определяющий время фактического нахождения транспортного средства у ООО "УСПЕХ- 6 мес. : 12 мес. = 0,5.

    Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет за 2003 г.:

    170 л. с. х 20 руб. х 0,5 = 1 700 руб.

     В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц. То есть в данном случае транспортный налог будет уплачиваться за один месяц календарного года.

     Пример.

    ООО "УСПЕХ" 27 мая 2003 г. был приобретен грузовой автомобиль с мощностью двигателя 180 л. с. На учет автомобиль был поставлен 3 июня 2003 г. Автомобиль был продан и снят с учета в ГИББД  15 июня 2003 г.

     Ставка налога, установленная Законом г. Москвы, за каждую лошадиную силу- 15 рублей.

    Количество месяцев в году, в течение которых автомобиль был зарегистрирован на организацию-

    1 месяц (июнь 2003 г.).

    Коэффициент, определяющий время фактического нахождения транспортного средства у налогоплательщика:

    1 мес. : 12 мес. = 0,083

    Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет за 2003 г.:

    180 л. с. х 15 руб. х 0,083 = 224 руб.

     Пример.

    29.12.2002 у индивидуального предпринимателя был угнан зарегистрированный на его имя автомобиль "Газель", о чем предприниматель заявил в правоохранительные органы. Указанный автомобиль был найден и возвращен владельцу 01.02.2003. В данной ситуации налогоплательщик вправе обратиться в соответствующий налоговый орган, предъявив выданную правоохранительными органами справку, подтверждающую факт угона автомобиля, для пересчета суммы транспортного налога. Транспортный налог исчисляется с учетом коэффициента 11/12, так как один месяц (январь 2003 г.) автомобиль находился в розыске.

    При наличии у организации нескольких объектов налогообложения общая сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, определяется путем сложения сумм налога, исчисленных по каждому объекту налогообложения.

    Пример.

    У ООО "УСПЕХ" в собственности по состоянию на 1 января 2003 г. числятся следующие транспортные средства:

    • три автомобиля: ВАЗ-2108 с мощностью двигателя 64 л. с.
    • автомобиль Opel Omega с мощностью двигателя 144 л. с.;
    • грузовой автомобиль с мощностью двигателя 240 л. с.;
    • автобус с мощностью двигателя 200 л. с.

    В мае 2003 г. ООО "УСПЕХ"  был приобретен легковой автомобиль Mitsubishi с мощностью двигателя 202 л. с. На учет автомобиль поставлен в июне 2003 г.

    В сентябре 2003 г. грузовой автомобиль попал в аварию, после которой он не подлежит восстановлению. В связи с  этим в октябре 2003 г. он был снят с учета.

     По легковому автомобилю ВАЗ-2108

    Ставка налога, установленная Законом г. Москвы, за каждую лошадиную силу - 5 руб.

    Количество месяцев в году, в течение которых автомобиль был зарегистрирован на организацию (с января по декабрь 2003 г. включительно) - 12 месяцев.

    Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет за 2003 г.:

    64 л.с. х 5 руб. х 3 шт.= 960 руб.

    По легковому автомобилю Opel Omega

    Ставка налога, установленная Законом г. Москвы, за каждую лошадиную силу - 7 руб.

    Количество месяцев в году, в течение которых автомобиль был зарегистрирован на организацию (с января по декабрь 2003 г. включительно) - 12 месяцев.

    Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет за 2003 г.:

    144 л. с. х 7 руб.= 1 008 руб.

    По легковому автомобилю Mitsubishi, приобретенному в мае 2003 г.

    Ставка налога, установленная Законом г. Москвы, за каждую лошадиную силу - 15 руб.

    Количество месяцев в году, в течение которых автомобиль был зарегистрирован на организацию (с июня по декабрь 2003 г. включительно) - 7 месяцев.

    Коэффициент, определяющий время фактического нахождения транспортного средства у налогоплательщика:

    7 мес. : 12 мес. = 0,583.

    Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет за 2003 г.:

    202 л. с. х 15 руб. х 0,583= 1 766 руб.

    По грузовому автомобилю, попавшему в аварию.

    Ставка налога, установленная Законом г. Москвы, за каждую лошадиную силу - 20 рублей.

     Количество месяцев в году, в течение которых автомобиль был зарегистрирован на организацию (с января по октябрь 2003 г. включительно) - 10 месяцев.

    Коэффициент, определяющий время фактического нахождения транспортного средства у ООО "УСПЕХ":

    10 мес. : 12 мес. = 0,833.

    Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет за 2003 г.:

    240 л. с. х 20 руб. х 0,833 = 3998 руб.

    По автобусу

    Ставка налога, установленная Законом г. Москвы, за каждую лошадиную силу - 20 рублей.

    Количество месяцев в году, в течение которых автобус был зарегистрирован на организацию (с января по декабрь 2003 г. включительно) - 12 месяцев.

    Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет за 2003 г.:

    200 л. с. х 20 руб.= 4 000 руб.

    Общая сумма транспортного налога за 2003 г.

    960 руб. + 1008 руб. + 1766 руб. + 3998 руб. + 4000 руб. = 11 732 руб.

     На практике часто приходится менять двигатель автомобиля. Как рассчитать в этом случае транспортный налог, покажет пример.

     Пример.

    Грузовой автомобиль имеет мощность двигателя 150 лошадиных сил. В мае 2003 г. фирма заменила его на двигатель мощностью 180 лошадиных сил.

    Ставка налога для данной категории грузовых автомобилей - 50 руб. за 1 лошадиную силу. Сумма налога за 2003 г. составит:

    ((150 л. с. x 4 мес. + 180 л. с. x 8 мес.) : 12 мес.) x 50 руб. = 8 500 руб.

     Налоговые льготы. 

    При установлении регионального налога законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации предоставлено право предусматривать собственные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Аналогичная норма содержится и в ст.356 НК РФ.

    В соответствии со ст.9 Законом г. Москвы от уплаты транспортного налога освобождаются:

    а) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;

    б) граждане, имеющие автомобили легковые с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил (до 51,49 кВт) включительно, - по этим автомобилям;

    в) организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, - по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси). В целях применения настоящего пункта к транспортным средствам, освобождаемым от налогообложения, относятся транспортные средства, использующие при перевозке пассажиров по единым условиям единые тарифы за проезд, установленные органами исполнительной власти города Москвы, с учетом предоставления всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

    Порядок и сроки уплаты.

    По общему правилу налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (абзац первый ст.52 НК РФ). Однако глава 28 НК РФ предусматривает исключение из этого правила для физических лиц. Все расчеты производит налоговый орган (абзац второй ст.52 НК РФ). Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику - физическому лицу в срок не позднее 1 июня текущего налогового периода (п.3 ст.363 НК РФ).

    Т.к. п.2 ст.11 НК РФ индивидуальные предприниматели отнесены к физическим лицам, им не следует производить самостоятельное исчисление транспортного налога (как это предусмотрено в отношении организаций), обязанность по исчислению суммы транспортного налога, подлежащей уплате ими в бюджет, возложена на налоговые органы. То есть налоговые органы производят исчисление транспортного налога как в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, так и в отношении физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями.

    Порядок исчисления суммы транспортного налога, подлежащей взносу в бюджет за налоговый период (календарный год), в общем случае аналогичен порядку исчисления транспортного налога налогоплательщиками - организациями.

    При этом п.1 ст.362 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы исчисляют сумму транспортного налога на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

    Иными словами, налоговый орган сможет исчислить сумму транспортного налога, подлежащую уплате физическим лицом, только при наличии сведений, представленных органами ГИБДД, органами Гостехнадзора и т.д.

     

    Уплата налога производится в сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации. По Москве в соответствии с Законом г. Москвы от 23.10.2002 № 48 налог уплачивается ежегодно не позднее 20 января.
     

    Пример.

    ООО «Успех» зарегистрировано в г. Москве. На балансе предприятия находятся два грузовых автомобиля:

    — марки ЗИЛ (мощность двигателя 160 л.с.);

    — КамАЗ (мощность двигателя 240 л.с.).

    Определим сумму налога, исчисленную по ставкам, предусмотренным для данных транспортных средств:

    Для автомобиля ЗИЛ - 1 600 рублей (10,00 руб. * 160 л.с.);

    Для автомобиля КамАЗ - 4 800 рублей (20,00 руб. * 240 л.с.).

    Общая сумма налога, подлежащая уплате, составит 6 400,00 руб.

    Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (для Москвы - 20 января).

    Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации (для Москвы - 20 января).
     

    Формы отчетности.

    Организации представляют налоговую декларацию ежегодно в сроки, установленные для представления бухгалтерской отчетности за соответствующий год, в котором уплачен (подлежит уплате) налог. Индивидуальные предприниматели и прочие физические лица, имеющие зарегистрированные на свое имя транспортные средства, обязаны только уплатить налог на основании полученного налогового уведомления.

    Обязательные реквизиты формы налоговой декларации и порядок ее утверждения определены статьей 11 Закона города Москвы. Согласно пункту 2 статьи 11 Закона города Москвы утверждение формы налоговой декларации и порядка ее заполнения возложено на Правительство Москвы.

    Порядок заполнения декларации по транспортному налогу.

     На титульном листе нужно указать по какому адресу представляется отчет: по месту нахождения организации или ее обособленного подразделения или по месту нахождения транспортного средства. Потом следует непосредственно отчет об исчисленной сумме налога. Этот лист декларации заполняется  на основании данных, указанных в приложениях А, Б и В, в которых составляется расчет суммы налога отдельно по наземным, воздушным и водным транспортным средствам.

    Расчеты заполняются по каждому виду транспорта.

    Например, у организации есть четыре автомобиля и один автобус. Надо заполнить два расчета приложения А: один -  по автомобилям, а другой по автобусу. Причем вид транспорта нужно указывать еще и в кодовом виде. Соответствующие коды можно найти в разделе 7 инструкции. В этом же разделе указаны и коды регионов, в которых может быть зарегистрировано транспортное средство. В разделе 6 инструкции содержатся коды льгот и не облагаемых налогом агрегатов.

    В том случае, если транспортное средство было угнано, то этот факт необходимо отразить в графах 17-18 декларации, то есть указать дату начала розыска и дату возврата автомобиля владельцу.

    Количество месяцев, в течении которых фактически владеете транспортом в конкретном налоговом периоде, нужно указать в графе 19 расчета. При этом налоговые органы будут считать как полный тот месяц, в котором было поставлено на учет или снято с учета транспортное средство.

    Например, зарегистрировали автомобиль 31 мая 2003 года, следовательно, налог надо исчислять начиная с мая (включительно). Аналогичным образом рассчитывается сумма налога по водным и воздушным транспортным средствам.

    Согласно п. 2 ст. 8 Закона г. Москвы налоговая декларация по форме, утвержденной в соответствии с положениями статьи 11 Закона г. Москвы, представляется налогоплательщиками - организациями, в срок не позднее 20 января года, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту своего учета.

     

  •    Для печати