АКЦИЗЫ

Акцизы, как и налог на добавленную стоимость, введены в России с 1992 года. Акцизы – это косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем. В настоящее время порядок обложения акцизами регулируется Налоговым кодексом РФ (часть II глава 22).

Плательщиками акцизов признаются предприятия и индивидуальные предприниматели при совершении операций с подак­цизными товарами. Начиная с 2003 года акцизы по нефтепродуктам должны перечислять в бюджет покупатели горюче-смазочных материалов. Они могут принять уплаченный налог к вычету при определенных условиях: чтобы воспользоваться вычетом, нужно иметь свидетельство о регистрации лица, которое производит операции с нефтепродуктами.

Подакцизными товарами являются: спирт этиловый из всех ви­дов сырья, спиртосодержащая продукция с общей долей этило­вого спирта более 9%, алкоголь­ная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов), пиво, табачные изделия, автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), нефтепродукты: автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин.

ВНИМАНИЕ

С 01.01.2004 г. минеральное сырье (природный газ) и ювелирные изделия не являются объектом налогообложения акцизами.

 

Объект налогообложения

 

По Налоговому кодексу РФ (ст. 182) объектами налогообложения признаются следующие операции:

·        реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации (за исключением подакцизных товаров, указанных в подпунктах 7 - 10 пункта 1 статьи 181 НК РФ, далее - нефтепродукты).

·        оприходование организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов. Оприходованием признается принятие к учету подакцизных нефтепродуктов, произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);

·        получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство.

Получением нефтепродуктов признаются:

1.     приобретение нефтепродуктов в собственность;

2.     оприходование нефтепродуктов, полученных в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов (в том числе из подакцизных нефтепродуктов);

3.     оприходование подакцизных нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);

4.     получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов, произведенных из этого сырья и материалов на основе договора переработки;

·        передача организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства. Передача нефтепродуктов иному лицу по поручению собственника приравнивается к передаче нефтепродуктов собственнику;

·        реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной у налогоплательщиков - производителей указанной продукции, либо с акцизных складов других организаций.

Не признается объектом налогообложения реализация алкогольной продукции с акцизного склада одной оптовой организации акцизному складу другой оптовой организации;

·        передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров, за исключением операций по передаче нефтепродуктов, собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);

·        передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением операций, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 1 статьи 183;

·        передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) для собственных нужд;

·        передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);

·        передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе (за исключением нефтепродуктов);

·        ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

·        первичная реализация подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), происходящих с территории Республики Беларусь и ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь.

При реорганизации предприятия права и обязанности по уплате акциза переходят к ее правопреемнику.

 Налого­вая база определяется отдельно по каждому виду товара в зависимости от вида ставок налогообложения.

По товарам, которые облагаются специфиче­скими ставками, налоговой базой является объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.

По подакцизным товарам, облагаемым адвалорными ставка­ми (в процентах от цены продукции), налоговая база устанавливается как стоимость реализованных подакцизных товаров, исчисленная исходя из рыночных цен без учета НДС и акциза.

При реализации подакцизных товаров населению сумма налога включается в цену то­варов. При этом на ценниках, выставляемых продавцом, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах соответствующая сумма налога не проставляется.

 АКЦИЗЫ НА НЕФТЕПРОДУКТЫ

 Подакцизными товарами являются следующие нефтепродукты: автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин.

Согласно ст.182 НК РФ объектом обложения акцизами признаются следующие операции с нефтепродуктами:

-         оприходование организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими Свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);

-         получение организацией или предпринимателем, не имеющими Свидетельства, нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов;

-         получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими Свидетельство;

 -         передача организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющему Свидетельства. (Передача нефтепродуктов иному лицу по поручению собственника приравнивается к передаче нефтепродуктов собственнику.);

-         ввоз нефтепродуктов на таможенную территорию Российской Федерации.

При этом реализация нефтепродуктов налогоплательщиком объектом налогообложения не является.

При совершении на территории РФ операций с подакцизными нефтепродуктами возникновение у лица обязанности по уплате акциза напрямую связано с наличием либо отсутствием у него Свидетельства.

Исключение сделано только для производителя. Он при оприходовании произведенных нефтепродуктов обязан начислить акциз независимо от того, есть у него указанное Свидетельство или нет.

До принятия Федерального закона № 191-ФЗ у производителя, не имеющего Свидетельства, не было такой обязанности, поскольку указанная операция не признавалась объектом налогообложения. Отсутствие обязанности по начислению акциза у производителя, не имеющего Свидетельства, позволяло освободить от акциза всю последующую реализацию нефтепродуктов. Это было бы возможно, если бы у всех лиц, стоящих в цепочке от производителя до конечного продавца, отсутствовали бы Свидетельства. Теперь такая возможность исключается.

Существует четыре вида Свидетельств:

- свидетельство на производство;

- свидетельство на оптовую реализацию;

- свидетельство на оптово-розничную реализацию;

- свидетельство на розничную реализацию.

Указанные Свидетельства выдаются только ограниченному кругу лиц.

Свидетельство на производство могут получить организации и предприниматели, у которых:

- имеются в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления мощности по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов;

- у которых мощностями по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов владеют их дочерние компании. При этом заявителю должно принадлежать в дочерней компании более чем 50% уставного капитала (если дочерняя компания - ООО) или аналогичное количество голосующих акций (если дочерняя компания - АО).

Свидетельство на оптовую реализацию выдается:

- организациям и предпринимателям, имеющим (на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления) мощности по хранению и отпуску нефтепродуктов;

- организациям и предпринимателям, у которых мощностями по хранению и отпуску нефтепродуктов владеют их дочерние организации. При этом заявителю должно принадлежать в дочерней компании более чем 50% уставного капитала (если дочерняя компания - ООО) или аналогичное количество голосующих акций (если дочерняя компания - АО);

- организациям и предпринимателям, заключившим договор на переработку принадлежащего им сырья (или продуктов его переработки);

- акционерным обществам (доля государства в которых - не менее 50%), которые арендуют принадлежащие государству мощности по хранению и отпуску нефтепродуктов.

 Свидетельство на оптово-розничную реализацию могут получить:

- организации и предприниматели, имеющие (на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления) мощности по хранению и отпуску нефтепродуктов и стационарные топливораздаточные колонки;

- организации и предприниматели, у которых мощностями по хранению и отпуску нефтепродуктов и колонками владеют их дочерние организации. При этом заявителю должно принадлежать в дочерней компании более чем 50% уставного капитала (если дочерняя компания - ООО) или аналогичное количество голосующих акций (если дочерняя компания - АО);

- акционерные общества (доля государства в которых - не менее 50%), которые арендуют принадлежащие государству мощности по хранению и отпуску нефтепродуктов и колонки.

 Свидетельство на розничную реализацию могут получить:

- организации и предприниматели, имеющие в собственности мощности по хранению и отпуску со стационарных топливораздаточных колонок нефтепродуктов (за исключением моторных масел) и помещения для хранения и реализации моторных масел;

- организации и предприниматели, у которых топливораздаточными колонками и помещениями для хранения и реализации масел владеют их дочерние организации.

Внимание

Получение Свидетельства не является обязанностью лица, которое производит нефтепродукты или торгует ими. Поэтому вопрос о том, стоит, получать Свидетельство или нет, следует решать самостоятельно, ориентируясь на экономические показатели своей деятельности.

Выдача Свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, производится в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом МНС России от 6 февраля 2003 г. № БГ-3-03/52.

Нужно учитывать, что со Свидетельством связана не только обязанность лица по уплате акциза, но и возможность принятия к вычету начисленных ранее сумм акциза при дальнейшей реализации нефтепродуктов.

Налоговый вычет могут получить налогоплательщики, имеющие Свидетельства на производство, на оптовую реализацию и оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, при реализации подакцизных нефтепродуктов лицу, у которого тоже есть Свидетельство (причем любое). У них вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении реализованных нефтепродуктов.

А вот налогоплательщики, реализующие подакцизные нефтепродукты в розницу, вычеты по акцизам в части розничного оборота получить не могут даже при наличии у них Свидетельства. Следовательно, на них и ляжет обязанность платить акциз в бюджет.

Для получения налогового вычета налогоплательщику, получившему (купившему) подакцизные нефтепродукты и реализовавшему их, необходимо представить в налоговые органы следующие документы:

- копию договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим Свидетельство;

- реестр счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов.

Порядок проставления налоговыми органами отметок на реестрах счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками, совершающими операции с нефтепродуктами, утвержден Приказом МНС России от 31 января 2003 г. N БГ-3-03/38.

 Налоговые вычеты предоставляются не только продавцам подакцизных нефтепродуктов, но и тем налогоплательщикам, которые используют полученные подакцизные продукты при производстве новых подакцизных нефтепродуктов. У них к вычету принимаются суммы акциза по нефтепродуктам, использованным в производстве.

Если за получением налогового вычета обращается производитель подакцизных нефтепродуктов, использующий в их производстве другие подакцизные нефтепродукты, то он представляет в налоговый орган документы, подтверждающие факт передачи нефтепродуктов в производство. Таким документом является любой из нижеперечисленных:

- накладная на внутреннее перемещение;

- накладная на отпуск материалов на сторону;

- лимитно-заборная карта;

- акт приема-передачи между структурными подразделениями налогоплательщика;

- акт списания в производство и другие.

Действующий с 1 января 2003 г. порядок исчисления и уплаты акцизов по операциям с нефтепродуктами рассмотрим на примерах отдельно для производителя и продавца.

Производитель нефтепродуктов

Пример 1.

ООО "А", имеющее свидетельство на производство, произвело автомобильный бензин из собственного сырья. При оприходовании бензина ООО начислило акциз.

В дальнейшем ООО реализовало бензин предпринимателю, у которого есть Свидетельство на оптовую реализацию. Поскольку предприниматель имеет Свидетельство, то ООО имеет право принять к вычету суммы акциза, начисленные им при принятии к учету бензина.

Пример 2.

ООО "А", имеющее свидетельство на производство, произвело автомобильный бензин из собственного сырья. При оприходовании бензина ООО начислило акциз.

ООО реализовало бензин оптовому покупателю - предприятию "Б", которое не имеет Свидетельства. Налоговый вычет ООО "А" не предоставляется. Поэтому начисленный при оприходовании бензина акциз ООО "А" должно заплатить в бюджет.

Пример 3.

Предприниматель занимается производством моторных масел. Свидетельства на производство он не имеет. Предприниматель произвел продукцию и оприходовал ее. В момент оприходования моторных масел предприниматель начисляет акциз.

Затем предприниматель реализовал моторное масло оптовому покупателю, имеющему Свидетельство. Поскольку у предпринимателя Свидетельства нет, то он налоговые вычеты применить не может. Весь начисленный при оприходовании моторного масла акциз предприниматель обязан уплатить в бюджет.

Продавец нефтепродуктов

 Пример 4.

АО, не имеющее Свидетельства, приобрело моторное масло у завода-изготовителя. Завод имеет Свидетельство на производство. Акциз в данном случае АО не начисляет, так как у него нет Свидетельства. Следовательно, объект обложения акцизом в данном случае отсутствует.

Пример 5.

АО имеет Свидетельство и приобретает моторное масло у завода-изготовителя, у которого также есть Свидетельство. При получении моторного масла АО начисляет акциз. Затем АО продает моторное масло розничному магазину, имеющему Свидетельство. АО применяет налоговый вычет в сумме начисленного ранее акциза.

При получении моторного масла розничный магазин начисляет акциз. Затем магазин продает масло потребителям. Начисленный при приобретении моторного масла акциз магазином к вычету не принимается. Таким образом, обязанность по уплате акциза по моторному маслу в бюджет ложится на магазин.

 Пример 6.

ООО "А", имеющее Свидетельство, приобрело бензин у ООО "Б". У продавца Свидетельства нет. ООО "А" при получении нефтепродуктов обязано начислить акциз. В дальнейшем ООО "А" реализовало бензин ООО "С", имеющему Свидетельство.

 ООО "А" принимает к вычету суммы акциза, начисленные им при оприходовании бензина.

 Пример 7.

ООО "А", имеющее Свидетельство, приобрело бензин у ООО "Б". У продавца Свидетельства нет. ООО "А" при получении нефтепродуктов обязано начислить акциз. В дальнейшем ООО "А" реализовало бензин ООО "В", у которого Свидетельства нет.

Суммы акциза, начисленные ООО "А" при принятии к учету бензина, к вычету не принимаются.

 Операции, не подлежащие налогообложению

 Не подлежат налогообложению следующие операции:

·        передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;

·        реализация организациями денатурированного этилового спирта из всех видов сырья в установленном Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" порядке;

·        реализация подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли;

·        реализация нефтепродуктов налогоплательщиком;

·        первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение и т.д.

Перечисленные выше операции не подлежат налогообложению только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных.

 Определение налоговой базы при реализации или получении подакцизных товаров

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.

Налоговая база при реализации произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется:

·        как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);

·        как стоимость реализованных подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений статьи 40 НК РФ, без учета акциза, налога на добавленную стоимость и налога с продаж - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;

·        как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, налога на добавленную стоимость и налога с продаж - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки. В аналогичном порядке определяется налоговая база по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, при их реализации на безвозмездной основе, при совершении товарообменных (бартерных) операций, а также при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации и передаче подакцизных товаров при натуральной оплате труда.

При определении налоговой базы выручка налогоплательщика, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в валюту Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату реализации подакцизных товаров.

Не включаются в налоговую базу полученные налогоплательщиком средства, не связанные с реализацией подакцизных товаров.

В отношении подакцизных товаров, для которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Если налогоплательщик не ведет раздельного учета, определяется единая налоговая база по всем операциям реализации и получения подакцизных товаров.

Налоговый период

 Налоговым периодом признается календарный месяц.

 Налоговые ставки.

На всей территории России установлены следующие ставки:

-         адвалорные — в процентах к стоимости товаров по отпуск­ным ценам без учета акциза.

-         специфические — в рублях и копей­ках за единицу измерения товара.

Преобладающими являются специфические ставки. Адва­лорные ставки установлены для таких видов товаров как сигареты (папиросы).

Единые ставки, действующие на всей территории Российской Федерации, указаны в статье 193 НК РФ.

ВНИМАНИЕ. С 01.01.2005 г. установлены новые ставки акцизов

 

Виды подакцизных товаров

Налоговая ставка (в процентах и (или) в рублях и копейках за единицу измерения)

Этиловый спирт из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья)

19 руб. 50 коп. за 1 литр безводного этилового спирта

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин) и спиртосодержащая продукция

146 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25  процентов включительно (за исключением вин)

108 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением вин)

76 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Вина (за исключением натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих)

95 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Вина шампанские, игристые, газированные, шипучие

10 руб. 50 коп. за 1 литр

Вина натуральные (за исключением шампанских, игристых, газированных, шипучих)

2 руб. 20 коп. за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5 процента включительно

0 руб. за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 и до 8,6 процента включительно

1 руб. 75 коп. за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6 процента

6 руб. 28 коп. за 1 литр

Табачные изделия:

 

Табак трубочный

620 руб. за 1 килограмм

Табак курительный, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции

254 руб. за 1 килограмм

Сигары

15 руб. за 1 штуку

 

Сигариллы

170 руб. за 1 000 штук

 

Сигареты с фильтром

65 руб. за 1 000 штук + 8 процентов, но не менее 20 процентов от отпускной цены

 

 

Сигареты без фильтра, папиросы

28 руб. за 1 000 штук + 8 процентов, но не менее 20 процентов от отпускной цены

 

Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно

0 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно

15 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.)

153 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.)

Бензин автомобильный с октановым числом до "80" включительно

2 657 руб. за 1 тонну

Бензин автомобильный с иными октановыми числами

3 629 руб. за 1 тонну

Дизельное топливо

1 080 руб. за 1 тонну

Масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

2 951 руб. за 1 тонну

Прямогонный бензин

0 руб. за 1 тонну

Порядок исчисления акциза

Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены твердые (специфические), налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.

Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены адвалорные (в процентах), налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля стоимости (таможенной стоимости) таких товаров.

Сумма акциза по подакцизным товарам исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

Если налогоплательщик не ведет раздельного учета, сумма акциза по подакцизным товарам определяется исходя из максимальной из применяемых налогоплательщиком налоговой ставки от единой налоговой базы, определенной по всем облагаемым акцизом операциям.

Дата реализации подакцизных товаров определяется как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров.

При исчислении суммы акциза, подлежащего уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму акциза по подакцизным товарам, определенную в соответствии со статьей 194 НК РФ, на установленные статьей 200 НК РФ налоговые вычеты.

Суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком при реализации подакцизных товаров (за исключением реализации на безвозмездной основе) и предъявленные покупателю, относятся у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком по операциям передачи подакцизных товаров, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с НК РФ, а также при их реализации на безвозмездной основе, относятся у налогоплательщика за счет соответствующих источников, за счет которых относятся расходы по указанным подакцизным товарам.

Суммы акциза, предъявленные налогоплательщиком покупателю при реализации подакцизных товаров, у покупателя учитываются в стоимости приобретенных подакцизных товаров.

Суммы акциза, предъявленные налогоплательщиком собственнику давальческого сырья (материалов), относятся собственником давальческого сырья (материалов) на стоимость подакцизных товаров, произведенного из указанного сырья (материалов).

Если операции с нефтепродуктами, признанные объектом налогообложения, осуществляются налогоплательщиком через свои обособленные подразделения, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации и на одной территории с головным подразделением, то в соответствии со ст.204 НК РФ сумма акциза может уплачиваться налогоплательщиком централизованно по месту нахождения головного подразделения.

Пример.

Головное подразделение организации и пять ее обособленных подразделений находятся на территории г. Москвы, а три - в Московской области. В этом случае суммируются акцизы, определенные для головного подразделения и для пяти других подразделений, находящихся на территории г. Москвы. Эта сумма уплачивается по месту нахождения головного подразделения. Сумма акциза, определенная для каждого из подразделений, находящихся в Московской области, уплачивается непосредственно по месту нахождения каждого из них.

Порядок и сроки уплаты акцизов.

Предприятие, осуще­ствляющее операции по реализации подакцизных товаров, определяет сумму налога по итогам каж­дого налогового периода за минусом разрешенных налоговых вычетов.

При реализации (передаче) подакцизных товаров в случае, если дата их реализации (передачи) определяется как день оплаты, уплата акциза производится исходя из фактической реализации за истекший налоговый период не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Уплата акциза при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в отношении нефтепродуктов производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом за исключением:

Организации, имеющие только свидетельство на оптовую реализацию, уплачивают акциз не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Организации, имеющие только свидетельство на розничную реализацию, уплачивают акциз не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В такие же сроки представляется в налоговые органы налоговая декларация.

Уплата акциза при реализации (передаче) спирта этилового, спиртосодержащей продукции, алкогольной продукции, пива, табачная продукции, автомобилей легковых и мотоциклов с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) производится исходя из фактической реализации (передачи) за истекший налоговый период равными долями:

- не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем

и

- не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем;

Уплата акциза при реализации (передаче) алкогольной продукции с акцизных складов оптовых организаций производится исходя из фактической реализации (передачи) за истекший налоговый период:

- не позднее 25-го числа отчетного месяца (авансовый платеж) - по алкогольной продукции, реализованной с 1-го по 15-е число включительно отчетного месяца;

- не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным - по алкогольной продукции, реализованной с 16-го по последнее число отчетного месяца.

Налог по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров, а по алкогольной продукции - по месту ее реализации с акцизных складов. Налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика налоговую декларацию в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

При совершении операций с нефтепродуктами, уплата суммы налога производится налогоплательщиком по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения каждого, из его обособленных подразделений исходя из доли налога, приходящейся на эти обособленные подразделения.

Налоговые режимы в отношении алкогольной продукции

Хранение, транспортировка и поставка покупателям либо структурному подразделению налогоплательщика, осуществляющему розничную реализацию, алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, производимой на территории Российской Федерации, осуществляются в соответствии с условиями режима налогового склада.

В период нахождения алкогольной продукции под действием режимов налогового склада указанная продукция не считается реализованной и в отношении этой продукции не возникает обязательство по уплате акциза.

Под режимом налогового склада понимается комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемых налоговыми органами в отношении алкогольной продукции с момента окончания ее производства и поступления на склад (акцизный склад) до момента ее отгрузки покупателям либо структурному подразделению налогоплательщика, осуществляющему розничную реализацию.

Под действием режима налогового склада находятся территория, на которой расположены производственные помещения, используемые налогоплательщиком для производства алкогольной продукции, а также расположенные вне этой территории специально учреждаемые акцизные склады для хранения этой продукции и акцизные склады оптовых организаций.

Момент отгрузки алкогольной продукции с акцизного склада покупателям либо своему структурному подразделению, осуществляющему ее розничную реализацию, считается моментом завершения действия режима налогового склада.

При освобождении алкогольной продукции от акциза моментом завершения действия режима налогового склада в отношении таких товаров является дата вступления в силу соответствующего акта или иная указанная в нем дата.

Акцизные склады учреждаются организациями при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

При нахождении алкогольной продукции на акцизных складах с ней могут производиться исключительно операции по обеспечению сохранности, контролю качества, маркировке, а также по подготовке ее к продаже и транспортировке.

Налоговые посты.

 

Устанавливаемый порядок исчисления и уплаты акцизов требует дополнительного контроля со стороны налоговых органов. В связи с этим в главу 22 "Акцизы" НК РФ с 1 января 2003 г. введена новая статья 197.1 "Налоговые посты", согласно которой по решению руководителя налогового органа возможно создание постоянно действующего налогового поста у налогоплательщика, имеющего свидетельство.

Под налоговым постом понимается комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемых налоговым органом, выдавшим свидетельство, в целях проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов.

Организация налогового поста осуществляется на основании решения руководителя налогового органа, выдавшего свидетельство.

Налогоплательщик обязан по письменному требованию налогового органа предоставить помещение с ограниченным доступом, оборудованное программно-техническими средствами, позволяющими осуществлять сбор и систематизацию информации для целей налогообложения по установленным Министерством Российской Федерации по налогам и сборам формам производство и (или) реализацию нефтепродуктов.

 

Налоговые посты выполняют следующие функции:

1) обеспечение контроля за соответствием объемов сырья, поступившего для производства нефтепродуктов, фактическим объемам произведенных из этого сырья нефтепродуктов;

2) обеспечение контроля за соответствием объемов фактического производства и реализации нефтепродуктов данным учета налогоплательщика и данным, отраженным налогоплательщиком в налоговых декларациях;

3) проведение сверки объемов реализации нефтепродуктов на основании данных учета и отчетности налогоплательщика с объемами фактически отгруженных партий нефтепродуктов;

4) проведение сверки соответствия фактических остатков нефтепродуктов, находящихся в складских помещениях и (или) в резервуарах налогоплательщика, данным учета налогоплательщика;

5) проверку свидетельств, предъявленных покупателем (покупателями) нефтепродуктов, в том числе по запросу налогоплательщика, у которого создан налоговый пост.

При осуществлении своих функций, сотрудники налоговых органов не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность налогоплательщика. В случае нарушения указанного положения, данные сотрудники налоговых органов несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок функционирования постоянно действующих налоговых постов определяется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Формы отчетности.

 

Приказом МНС РФ от 10 декабря 2003 г. N БГ-3-03/675@ "Об утверждении форм налоговых деклараций по акцизам и инструкций по их заполнению" утверждены формы деклараций по акцизам на подакцизные товары и инструкции по их заполнению.

Декларация представляется в налоговые органы в случае совершения налогоплательщиком в отчетном периоде операций, подлежащих налогообложению акцизами в соответствии с главой 22 НК РФ.

Налогоплательщики, осуществляющие деятельность по реализации алкогольной продукции с акцизных складов оптовой торговли, - не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, имеющие только свидетельство на оптовую реализацию алкогольной продукции, - не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, имеющие свидетельство на розничную реализацию алкогольной продукции, - не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

По другим видам подакцизных товаров организации представляют декларацию в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.


 

   Для печати

Проект дома купить готовые проекты двухэтажных и одноэтажных домов.